Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что провозглашенные Конституцией Российский Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно-полезном труде, и если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Социальное обеспечение является определенной формой жизнеобеспечения граждан в указанных случаях, служит гарантией их социальной защиты и включает в себя комплекс различных мер, принимаемых государством для ее осуществления. Социальное обеспечение как таковое может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию. Обеспечение, предоставляемое человеку обществом, государством в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена общества.
Цель контрольной работы – анализ законодательства о социальном обеспечении как сложной многоуровневой системы; выявление ее внутренней организации, основных закономерностей и тенденций развития.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть понятие и нормативно-правовое регулирование социального обеспечения; изучить виды социального обеспечения; проанализировать пенсионное обеспечение в Российской Федерации; охарактеризовать социальные пособия в Российской Федерации.
1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование социального обеспечения
Социальное обеспечение является важным институтом современного российского государства. Конституция РФ в ст. 7 определяет, что Российская Федерация – социальное государство. В юридической научной литературе понятие «социальное обеспечение» понимается в следующем смысле слова:
– во-первых, «особая форма распределительных отношений» . По нашему мнению, автор в рассматриваемом случае не раскрыл сущностное содержание определения, а только указал на особенность правовой категории. Действительно в процессе реализации социального обеспечения незащищенные категории населения, к числу которых относятся, дети, родственники, потерявшие кормильца, пенсионеры и др., получают от государства либо денежную помощь, либо отдельный вид социальной меры;
– во-вторых, «относится к государственной системе и форме материального обеспечения социально не защищенной группы физических лиц, ориентированное на улучшение их финансового положения и обеспечивающее возможность существовать в современном обществе на ровне с другими субъектами» . Автор, в рассматриваемом случае, раскрыл содержательный аспект понятия, указав при этом условия, при которых может быть реализовано социальное обеспечение;
– в-третьих, «система мер экономического, организационного и правового характера, производимых государством в лице органов публичной власти и их должностных лиц, целью которых является компенсация или минимизация последствий изменения материального и социального положения физических лиц по причине наступления страховых рисков, перечень и условия которых определяются нормами российского законодательства» . Предложенный автором подход к пониманию социального обеспечения, по нашему мнению, наиболее содержательно раскрывает значение рассматриваемого юридического института, указывая при этом меры, реализуемые при социальном обеспечении.
К основным признакам социального обеспечения относятся:
– установление на государственном уровне способа по распределению совокупного национального продукта посредством определения системы социального обеспечения, его основных целей и задач, а также мероприятий по повышению материального благосостояния незащищенных групп граждан;
– установление группы физических лиц, в отношении которых применяется социальное обеспечение. Так, например, российском законодательством прямо установлено, что в отношении судей должно быть реализовано социальное обеспечение, ориентированное на повышение защищенности указанной группы, а также и на усовершенствование их служебной деятельности;
– законодательное закрепление условий, порядка, принципов и видов социального обеспечения. Так, например, законодательством о статусе судей содержательно определены основные формы социального обеспечения, выявлены условия и механизм их оказания, а также определены целевые ориентиры. Отсутствие реализации должностным лицом оказания в отношении судей видов социального обеспечения является основанием для привлечения его к юридической ответственности.
Право на социальное обеспечение определено в международных правовых актах. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает, что каждому человеку вне зависимости от его национальности, вероисповедания, цвета кожи, места рождения и места проживания, социального и материального положения, гарантируется необходимый жизненный уровень, включающий в себя также и предоставление лицу пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и социального обслуживания. Реализация названной международной правовой нормы обеспечивает всецелую социальную защиту человека, а также обязывает органы государственной власти осуществлять защиту лица, а также устанавливает запрет на применение дискриминации. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. устанавливает, что каждому человеку гарантировано право на социальное обеспечение, в том числе и право на социальное страхование. Статья 11 Пакта предусматривает реализацию права по достаточному жизненному уровню для человека и членов его семьи, к числу которого относятся достаточное питание, одежда и жилище, непрерывное улучшение условий жизни человека и членов его семьи.
Немаловажную роль в формирование института социального обеспечения играет и Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда», в соответствии с которой на страны-участников возлагается обязанность по разработке программ по повышению жизненного уровня, расширению социального обеспечения, полного медицинского обслуживания, защиты благосостояния, обеспечения необходимым питанием и жилищем.
Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» раскрывает правовые особенности социального обеспечения. Согласно ст. 42 Конвенции № 102 установлено, что в состав такого вида обеспечения включаются, во-первых, периодические выплаты защищенному лицу, имеющему установленный стаж; во-вторых, предоставление несовершеннолетним необходимых для жизни, существования и развития, еды, одежды, жилья, создание условий, необходимых для полноценного отдыха или оказания помощи по дому; в-третьих, сочетание вышеуказанных видов обеспечения. В силу ст. 49 Конвенции социальное обеспечение включает в себя квалифицированное медицинское обслуживание; госпитализацию в случае необходимости. Статьей 50 рассматриваемого нормативно-правового акта предусматривается возможность получения работниками социального обеспечения по причине приостановления заработка периодических выплат.
Рекомендация № 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты» раскрывает состав минимального уровня социальной защиты, к числу которых относятся:
– во-первых, предоставление доступа к товарам и услугам, являющихся составной частью медицинских услуг;
– во-вторых, доходы на детей, обеспечивающие получение средств на приобретение питания, образование, уход, иных необходимых товаров и услуг;
– в-третьих, доходы, получаемые лицами экономически активного возраста по причине беременности и родов, болезни, утраты трудоспособности.
Рекомендация № 202 предусматривают возможность получения пособий на ребенка и семейных пособий, пособий по беременности и родам, и иные другие социальные пособия и льготы в денежной или натуральной форме.
Рекомендация № 167 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» устанавливают обязанность договаривающихся государств по выплате семейного пособия и семейной выплаты.
Рассмотрев международные акты о социальном обеспечении, следует, что в настоящее время действуют большое количество международных нормативно-правовых актов, предусматривающих, во-первых, выплату пособий; во-вторых, предоставление медицинской помощи; в третьих, определений условий работы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Библиотечка Российской газеты. 1999. Выпуск № 22-23.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831).
3. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // СЗ РФ. 2020. № 23. Ст. 3589.
4. Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда» [рус., англ.] (Принята в г. Филадельфии 10.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ). Женева: Международное бюро труда, 1996. С. 23-25.
5. Рекомендация № 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты» [рус., англ.] (Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=57202#MZ963oS8WT2UJl3m1 (дата обращения: 07.11.2021).
6. Рекомендация № 167 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Вместе с «Типовыми положениями для заключения двусторонних или многосторонних соглашений», «Типовым соглашением о координации двусторонних или многосторонних актов в области социального...») (Принята в г. Женеве 20.06.1983 на 69-ой сессии Генеральной конференции МОТ). Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1999-2030.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144. 4 июля.
8. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111 (ред. от 11.06.2021) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (Часть I). Ст. 4920.
10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
11. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
12. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
13. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.
14. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.
15. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
16. Бакиева Г.Р. Социальное обеспечение и его виды // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 345-347.
17. Болдина Д.В. К вопросу о разграничении понятий социальное обеспечение и социальная защита // EurasiaScience. 2018. С. 157-158.
18. Васкеев С.Ю., Меяев Д.В., Манджаев Д.Р., Джумабекова С.А. Особенности пенсионного обеспечения населения России // Финансовый бизнес. 2021. № 4 (214). С. 20-24.
19. Корсаненкова Ю.Б. Социальное право и право социального обеспечения: соотношение понятий и их взаимовлияние // От социальных прав к социальному праву (VII Пашковские чтения). Красноярск, 2017. С. 101-107.
20. Кравченко Е.В., Суховеева А.А. Целевые ориентиры и современные тенденции развития пенсионного обеспечения в России // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 5. С. 1063-1076.
21. Михин Н.К. Порядок назначения социальных пособий в условиях ограниченных мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией // Аллея науки. 2021. Т. 2. № 1 (52). С. 433-436.
22. Новикова А.С., Петрова Е.А. Понятие и нормативно-правовое регулирование социального обеспечения // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сборник статей по материалам XLVII международной научно-практической конференции. М.: Интернаука, 2021. № 5 (47). С. 57-62.
23. Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. 2015. № 6 (18). С. 360-363.
24. Салабутин А.В., Дзина М.А., Вершицкий А.В. Вопросы реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 4. С. 471-478.
25. Скрыпник С.А. Социальные пособия: понятие, виды, субъекты // Крымский Академический вестник. 2021. № 18. С. 158-163.
26. Старцева С.В. Система и понятие социального обеспечения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12-2. С. 148-150.
27. Заморозка накопительной части пенсии – что это значит? URL: http://pensiya.molodaja-semja.ru/nakopitelnaya-pensiya/zamorozka-nakoplenij-chto-ehtoznachit/#1 (дата обращения: 07.11.2021).